АСТАНА. 6 января. КАЗИНФОРМ /Серик
Кожкенов/ - Нефтяная промышленность страны ежегодно
наращивает объемы добычи, поставки, переработки
нефти и производства нефтепродуктов, - сказал корр.
Казинформа заместитель директора департамента нефтяной
промышленности Министерства энергетики и минеральных
ресурсов РК Амантай Суесинов.
На конец 2005 г. общая добыча нефти с газоконденсатом
в республике составила порядка 61,4 млн. тонн, -
отметил А. Суесинов. - При этом он выделил тройку
ведущих компаний, лидирующих по объемам добычи –
ТОО «Тенгизшевройл» - 13, 56 млн. тонн нефти, «Карачаганак
Петролеум Оперейтинг Б.В.» - 10,32 млн. тонн и АО
«НК Казмунайгаз» - 9, 39 млн. тонн.
По оценке специалистов отрасли, уже в ближайшие
годы прогнозируется существенный рост объемов добычи
нефти. Если в 2005 г. она составляла в около 1,3
млн. баррелей в сутки, или 61 млн.т., то к 2010
г. возрастет до уровня – 2,4 млн. баррелей в сутки,
или 118 млн. тонн, а уже к 2015 году может достичь
3,6 млн. баррелей в сутки, или около 180 млн. тонн.
Общая добыча и производство газа составит 40–45
млрд. куб.м. При этом, как отметил А. Суесинов,
это вполне реальный прогноз, основанный на темпах
развития нефтегазовой отрасли и объемах разведанных
запасов углеводородов на территории Казахстана.
В целом анализ состояния нефтяного рынка показывает
наметившийся устойчивый рост нефтедобычи в мире.
Лидер роста добычи нефти - Ирак, там за год объемы
увеличились на 51%. Быстро, на 41% в год, растет
и добыча в Экваториальной Гвинее, иллюстрируя возросший
интерес к нефтяным месторождениям Африки. Увеличивается
она и в странах ОПЕК. При этом в США, Норвегии и
Британии добыча падает.
Углеводородный потенциал Казахстана, по оценкам
специалистов, является достаточно значительным в
общем объеме мировых запасов. По подтвержденным
запасам нефти Казахстан входит в число ведущих стран
мира. Для сравнения: по мнению международных аналитиков,
при нынешних объемах добычи и ценах на сырье у мирового
лидера - Саудовской Аравии нефти остается на 42
года, у Ирана – на 89 лет и у Казахстана - на 83
года. Естественно, если не будут открыты новые месторождения,
а добыча продолжит рост, этот показатель начнет
снижаться.
В настоящее время извлекаемые запасы углеводородного
сырья в Казахстане составляют порядка 30 млрд. баррелей,
или 4 млрд. тонн нефти и около 3 трлн. куб.м. газа,
- пояснил А. Суесинов.- Прогнозные запасы нефти
только по месторождениям, расположенным в казахстанском
секторе Каспийского моря, составляют более 124,3
млрд. баррелей, или 17 млрд. тонн. По месторождению
Кашаган прогнозные геологические запасы природного
газа составляют около 3 трлн.куб.м., извлекаемые
- порядка 1 трлн.куб.м.
По данным экспертов, за очень короткий в историческом
масштабе промежуток времени доказанные извлекаемые
запасы нефти Республики Казахстан увеличились почти
в 2 раза.
Если говорить об обозримой перспективе, стратегическое
значение для развития нефтегазовой отрасли Казахстана
имеет планомерное освоение месторождений углеводородного
сырья северного Каспия. Принята государственная
программа освоения казахстанского сектора Каспийского
моря. «В настоящее время мы завершаем первый этап
реализации госпрограммы, рассчитанной на 2003-2005
годы, и приступаем ко второму этапу на 2006-2010
годы, нацеленному на ускоренное освоение месторождений
углеводородов, - отметил А. Суесинов. - Министерством
уже разработан План мероприятий освоения казахстанского
сектора Каспийского моря на второй этап».
Наиболее крупными компаниями-недропользователями
в данном секторе являются ТОО «Тенгизшевройл», консорциумы
компаний, ведущих разведку и добычу углеводородного
сырья на месторождении Карачаганак (Карачаганак
Петролеум Оперейтинг Б.В.) и в казахстанском секторе
Каспийского моря (Аджип КСО), ОАО «СНПС - Актобемунайгаз»,
АО «РД КазМунайГаз», АООТ «Мангыстаумунайгаз», АО
«Каражанбасмунай».
Как отметил А. Суесинов, «в настоящее время по
углеводородному сырью зарегистрировано 224 контракта.
Для проведения нефтяных операций в казахстанском
секторе Каспийского моря подписаны контракты на
участки Тюб-Караган, Аташ, Курмангазы. Продолжаются
переговоры по заключению контрактов на участки «Н»
и «Жамбыл». 14 декабря 2005 года было подписано
Соглашение о разделе продукции по проекту «Жемчужины».
Важной составляющей динамичного развития нефтегазовой
отрасли является транспортировка углеводородов на
внешние рынки.
Стратегия Казахстана по транспортировке нефти основана
на многовекторности направлений, - подчеркнул А.
Суесинов. - Одним из основных направлений транспортировки
нефти для Казахстана является российское. Между
Казахстаном и Россией издавна существуют тесные
экономические связи, и наши страны заинтересованы
в продолжении и дальнейшем укреплении сотрудничества.
В сфере топливно-энергетического комплекса Россия
является стратегическим партнером Казахстана, и
мы понимаем, что взаимодействие в вопросах транспортировки
углеводородов имеет огромное значение не только
для развития наших энергетических отраслей, но и
для укрепления энергетической безопасности наших
стран, и, конечно же, удовлетворения интересов существующих
и потенциальных потребителей нашего углеводородного
сырья.
В 2004 году было транспортировано на экспорт 52,6
млн. тонн нефти, в том числе по нефтепроводу «Атырау-Самара»
-15 млн. тонн, по КТК-22,1 млн. тонн, через порт
Актау – до 10 млн. тонн и остальное - железнодорожным
транспортом, - отметил А. Суесинов. - Учитывая планируемый
рост добычи нефти, в настоящее время мы прорабатываем
вопрос поэтапного расширения нефтепровода «Узень-Атырау-Самара»
до 25 млн. тонн и КТК до проектного объема 67 млн.
тонн нефти в год, а также увеличения мощностей портов
Казахстана в Каспийском море к 2010 г. до 45,8 млн.
тонн нефти в год.
Реализация проекта строительства нефтепровода «Атасу
– Алашанькоу», протяженностью 963 км, по мнению
А. Суесинова, принесет Казахстану как стратегические,
так очевидные экономические выгоды: инвестиции в
экономику республики составят более 700 млн. долларов
США, в строительстве принимали участие более 4 500
человек, а сам нефтепровод обеспечит работой порядка
500 человек. В мае 2006 г. планируется начать полномасштабный
экспорт нефти в Китай. Пропускная способность на
первом этапе составит около 10 млн. тонн нефти в
год с последующим увеличением до 20 млн. тонн.
Кроме того, активно ведется работа по созданию
системы транспортировки казахстанской нефти по маршруту:
«Актау-Баку–Тбилиси–Джейхан». Обе стороны согласовывают
проект межправительственного Соглашения между Республикой
Казахстан и Азербайджанской Республикой о вхождении
в систему «Баку–Тбилиси- Джейхан» (БТД).
Для обеспечения транспортировки нефти из порта
Актау, в том числе для дальнейшей транспортировки
по БТД, осуществляется строительство танкеров.
Учитывая существующие физические ограничения в
порту Актау, одной из основных задач мы считаем
создание новых мощностей для перевалки возрастающих
объемов казахстанской нефти из порта Курык на Каспии.
Основными объектами в Курыке будут морской нефтеналивной
терминал и база поддержки морских операций,- отметил
А. Суесинов.
В соответствии с заявлениями участников Северо-каспийского
проекта, к 2010 году необходимо создание принципиально
новой транспортной системы, соединяющей побережья
Казахстана и Азербайджана и позволяющей сохранить
качество легкой Кашаганской нефти. Данная система
должна обеспечить на начальном этапе транспортировку
5 млн. тонн, с последующим увеличением до 38 млн.
тонн нефти в год.
Таким образом, в Казахстане в результате планомерной
работы государственных органов управления и частных
инвесторов обеспечен значительный прирост добычи
углеводородного сырья и создаются условия для его
транспортировки на экспорт.
|